Версаль

Двор чудес.

Чудо архитектуры и символ небывалого королевского могущества, сосредоточие умопомрачительной роскоши и бесценное собрание шедевров мирового искусства, источник ненависти, развязавшей революционную бойню, и объект ежегодного паломничества миллионов – это ВЕРСАЛЬ. Давно уже превратившийся в нарицательное понятие, Версаль вот уж три столетия пользуется двойной славой. Во-первых, - как одного из бесспорных чудес света, порождения средневековой европейской архитектуры. Во-вторых, - как образчика безвкусицы, нелепого нагромождения безудержных фантазий «новых французов» XVII столетия.
История появления на карте Версальского дворцового ансамбля совершенно незамысловата. Это история того, как обычный, выражаясь по-современному – дачный, домик, поставленный некогда не очень-то искушенным в изысках роскоши дедом для того, чтобы иметь возможность время от времени отдыхать на природе в одиночестве и тишине, с течением времени отстраивался, достраивался и перестраивался его и «продвинутыми» потомками. Дедом был «Анри IV» (Генрих IV) из известной песни, который «любил вино до черта». В Версаль, бывший в те давние времена мало кого интересовавшей деревушкой, он наезжал поохотиться, для чего и поставил себе тут соответствующую избушку. Его сын, Людовик XIII, известный многим из нас как незадачливый муж Анны Австрийской, вероятно углядел в отцовском «бунгало» отличную возможность для того, чтобы сбегать от семейных и государственных проблем. По его указанию некий каменщик по имени Николя Хуо в 1623 г. воздвигает на месте «заимки» каменный охотничий домик, состоявший из основного корпуса и двух крыльев. Еще спустя десять лет, незадолго до кончины, Людовик XIII дает распоряжение Филиберу Леруа сделать из дома небольшой замок.
Вот в таком виде это наследство и попадает в руки главного «зодчего» будущего Двора Чудес – внука Генриха IV знаменитого Короля Солнце – Людовика XIV (1638-1715 гг.). Как только молодой король начинает осознавать себя самодержцем, он вспоминает о летнем домике, в который иногда привозил его отец, когда брал с собой на охоту. Новый владелец Версаля – это уже не удовлетворявшийся примитивными удобствами дед и не стремившийся к уединению отец. Да и Франция уже не раздираемая гражданскими войнами и соперничеством за трон страна, а одна из ведущих держав. И хотя начинается все опять-таки прозаически – с использования загородной резиденции для свидания с фаворитками - заканчивается осознанным желанием окончательно перевести двор в Версаль. Одна из целей - лишить всех интриганов возможности плести интриги в пропитавшемся духом заговоров Париже.

Дом Солнца.

Версаль стал любимым детищем Людовика XIV. Он возводил его непрестанно почти полвека – с 1661 г. до конца своей жизни. Постоянно придумывал что-то новое, усовершенствовал, дополнял, развивал, в общем, вел себя так, как ведет человек, по-настоящему влюбленный в свою фантазию. О Версале традиционно говорят как о дворце, хотя в действительности это – огромный дворцово-парковый комплекс. Тем не менее, центральное место в нем, разумеется, занимает то самое здание, что выросло из бывшего пятикомнатного сооружения Ф.Леруа. Или, вернее сказать, которое поглотило бывший охотничий замок Людовика XIII. Длина фасада главного дворца Версаля составляет ныне 576,2 м. Выходит он на Королевский двор - точку пересечения трех дорог: на Париж, Сен-Клу и Со. Венчает точку этого пересечения конная статуя Короля Солнце скульптора Птито. Что касается старого замка, то от него остались фасады и выложенный черными и белыми плитами Мраморный двор. Именно главный дворец – место основных экскурсий современных туристов. Среди основных жемчужин – Зеркальная галерея, названная так потому, что ее 17 огромных окон, выходящих в парк, соседствуют с симметрично расположенными в специальных нишах 17 зеркалами. Посвящена она была апофеозу царствования Людовика XIV – Нимейскому миру, и король самолично распорядился, дабы придворный живописец Шарль Ле Брен расписал ансамбль галереи с салонами Войны и Мира изображениями всех достижений его правления. В результате своды галереи украсили 30 композиций, использующих мотивы императорского Рима.
Впечатляют и Большие королевские апартаменты, называемые еще Апартаментами Планет. «Поскольку Солнце – девиз короля, заявил в 1674 г. Фелибьен, - семь планет должны символизировать семь помещений этих апартаментов». В результате появились салон Марса, бога войны, ставший залом стражи, салон Меркурия, бога посредников, – приемная, салон Юпитера, верховного божества, – кабинет заседаний Совета, салон Аполлона, возничего колесницы Солнца, - комната короля. Позднее, в 1710 г., ансамбль был дополнен салоном Геркулеса специально для того, чтобы разместить в нем знаменитую «Обедню» Паоло Веронезе, подаренную Людовику венецианцами. Создавая свое великолепное жилище, Людовик XIV, разумеется, руководствовался прежде всего собственными нуждами и предпочтениями, а главное тем распорядком дня, который неукоснительно соблюдался в Версале в годы его правления. Соответственно и наиболее любимыми и лелеемыми им помещениями были Большие и Малые королевские апартаменты, кабинеты короля и королевы, Зеркальная галерея. Пробуждение короля происходило строго в 8.30, когда начинался ритуал вставания. В 11.00 король проводил совещание с кабинетом. На 13.00 назначался легкий обед, а время для прогулок или охоты наступало в 14.00. С 18.00 время отдавалось досугу либо работе. Людовик занимался подписанием многочисленных посланий, подготовленных секретарем, а затем отправлялся в покои мадам де Ментанон либо – знакомиться с важными документами. Отход ко сну происходил в 22.30 и являл собой облегченную версию церемониала пробуждения. Политика политикой, но не будь женщин, не было бы как минимум половины Версаля. Галантно-куртуазная эпоха – один из главных «двигателей» всех строительных инициатив французских монархов. Король Солнце, менявший фавориток как перчатки, хоть и не оставил свидетельств того, что возводил еще один из знаменитых замков Версаля – Большой Трианон – исключительно для дамских утех, но вряд ли это сооружение, получившее титул Дворца цветов, использовалось им с той целью, с какой используется ныне. Сегодня Большой Трианон – с «легкой» руки Шарля де Голля – превращен в резиденцию глав иностранных держав, посещающих Францию. Традиция, впрочем, была заложена давно – еще в 1717 г. в Большом Трианоне был принят никто иной, как Петр I. Что касается еще одного дворца – Малого Трианона – так он уж точно был возведен по инициативе женщины - мадам де Помпадур, в 1768 г.

Самый изящный дворцовый комплекс.

Галереи Версаля представляют собой самый большой исторический музей мира (18 тыс. кв. м) с уникальными документами и шедеврами искусства. Распоряжение о создании на их основе музея истории Франции было отдано в 1837 г. королем Луи Филиппом. Музей создавался «во славу Франции», и представлены в нем должны были быть исключительно победы нации. Лучшим художникам страны, в том числе Эжену Делакруа, были заказаны 3 000 полотен, прославляющих деяния французских монархов и героев. Новые картины вместе с шедеврами, накопленными за предыдущие чуть ли не 300 лет, должны были составить тематические залы. Это – Зал Крестовых походов, Залы XVII, XVIII и XIX веков, Зал Революции, Зал Консульства и Империи, Зал Битв. Чтобы как следует со всем этим ознакомиться, в Версале, по сути, нужно поселиться. А ведь кроме музея есть и знаменитая Капелла в бело-золотом декоре, и Оперный зал, построенный в честь и для церемонии бракосочетания Людовика XVI и Марии-Антуанетты. И, конечно же, сады и парки, составляющие не менее половину всех чудес Двора Короля Солнце и его потомков. Уникальна система фонтанов и каналов, наподобие венецианских. Прежде всего, это Большой канал (вокруг которого и расположен парк), площадь водяной поверхности которого составляет 23 гектара, а протяженность – более 5 км. Целая флотилия гондол и яхт использовалась для прогулок по Каналу. Протяженность же всех каналов и акведуков, выходящих даже за пределы Версаля, составляет 200 км. Использование дворцового комплекса как музея началось уже примерно с 1793 г.
Сегодняшний Версаль – это 800 гектаров парка, 20 км дорог, 46 км ограждений, 200 тыс. деревьев, 210 тыс. высаживаемых ежегодно цветов, 50 фонтанов, 620 водных источников, 35 км канализаций, 2153 окна, 700 комнат, 67 лестниц, 6 000 полотен, 1 500 рисунков и 15 000 гравюр, 2100 скульптур. Ежегодный бюджет превышает 40 млн евро. В конце 2003 г. принята программа самой крупной со времен Луи-Филиппа модернизации музея. Предполагается, что до 2020 г. будет обновлена вся инфраструктура. На это мероприятие правительство согласилось выделить из бюджета 390 млн евро.