В веселом вихре бала…

Давным-давно: первые балы.

Большинство историков считают, что само слово «бал» пришло к нам из французского языка. Происходит оно от «baller» – «танцевать». Собственно, это занятие и было главным времяпровождением на таких событиях. Считается, что первый бал был проведен во Франции, в честь женитьбы молодого Карла VI на Изабелле Баварской в 1385 году. И с того времени подобные мероприятия устраивались достаточно регулярно, но особенно популярными они стали во времена знаменитого «короля-солнца» – Людовика XIV.
Первые балы в России связаны с именем Петра І. Он усилено занимался реформированием всех сфер жизни русского общества, стремясь подражать Европе. Именно он в 1718 году своим указом установил традицию проведения ассамблей. Эти собрания отличались отсутствием строгих правил и условностей. Пожалуй, самым революционным их отличием было то, что приглашались и женщины, раньше фактически «замурованные» в своих теремах. Такие радикальные нововведения царя дворянство вначале восприняло крайне неодобрительно. Однако, учитывая вспыльчивый нрав Петра, отказываться поддерживать его начинания было рискованно и постепенно ассамблеи вошли в быт российской знати.
Дворянин, который устраивал собрание, предоставлял несколько комнат для развлечений, праздничного обеда и общения. Вечер начинался с полонеза, далее следовал менуэт и другие модные в то время европейские танцы, в которых должны были принимать участие все присутствующие. Часто ассамблея оканчивалась роскошным фейерверком. Иногда в нем прочитывались намеки и аллегории политического характера. Например, огненный силуэт орла, побеждающего огромного льва, символизировал противостояние России и Швеции.

Бальный этикет.

Со временем балы стали важным важной частью жизни русского дворянина. Детей начинали учить первым па уже в возрасте 8-9 лет, и популярные преподаватели зарабатывали баснословные суммы за обучение молодежи модному искусству.
Простота первых танцевальных собраний времен Петра І к середине ХVIII столетия сменилась более четким этикетом, который необходимо было знать назубок как девушкам, так и кавалерам. Особенно учитывая то, что бал стал местом, где происходили своего рода «смотрины» невест. Тут юная барышня могла показать себя во всей красе и пленить сердце будущего жениха. Поэтому первый выход в свет – это незаурядное событие в жизни семьи, и к нему начинали готовиться заранее: шилось роскошное платье, подбирались украшения. Цвет платья для дебюта молодой девушки мог быть либо белым, либо какого-нибудь неяркого пастельного оттенка: нежно-голубого, светло-розового и т. д. Под платье подбирался и обязательный аксессуар – перчатки. Они, как правило, были белые или такого же цвета, как ткань на платье. Также необходимым для дамы становиться веер – помимо своей основной функции, он был еще и способом общения с кавалерами. С его помощью назначали свидания, признавались в любви или предупреждали об опасности. Для замужних дам ограничений в цветовой гамме наряда не было, так же не лимитировалось количестве драгоценностей. А для юных девушек обилие украшений было нежелательно: они одевали только какую-нибудь скромную подвеску на шею и браслет.
Прибыв на бал, гости в первую очередь приветствовали хозяйку дома, и лишь после – друзей и знакомых. Женщины, у которых уже были мужья, могли приезжать как с ними, так и в одиночестве, а вот юных барышень всегда кто-то сопровождал – мать, замужние сестры, подруга семьи. На балах не принято было танцевать с незнакомыми дамами: если молодой человек хотел пригласить девушку, он сначала просил кого-то из общих знакомых представить его, и только после этого мог предложить потанцевать. Во избежание путаницы, с каким из кавалером танцевать следующий танец, у дам были специальные книжечки для записи приглашений – карне. Не принято было отказывать одному кавалеру и тут же давать согласие другому – хотя девушки и могли сослаться на усталость, но танец все равно приходилось пропустить. Также существовали ограничения на количество танцев с одним и тем же человеком: принять больше трех приглашений от кавалера за вечер считалось не особо приличным.

Развлечения на балах.

Впрочем, балы привлекали гостей не только танцами. Также там играли в шашки, шахматы, карты, устраивались лотереи, фанты, различные конкурсы, нередко разыгрывались театральные постановки, проводились концерты. На балу можно было услышать модных певцов и поэтов, пообщаться со знаменитостями.
Особенно популярными в ХІХ веке стали «живые картины», которые готовились заранее. Выбиралось несколько сюжетов, как правило, на религиозную, историческую или мифологическую тематику, например, «Моисей в пустыне», «Аполлон и музы», «Спящая красавица». Потом участники распределяли между собой роли и подбирали необходимые декорации или атрибуты: плащ, венок и т. д. Во время бала, перед танцами или в перерыве между ними, они выходили на сцену, и показывали определенную сцену, неподвижно застыв в определенном порядке. Иногда таким образом представляли известные живописные полотна, так что разгадывание живых картин требовало и знания истории искусства.
Интересной формой времяпровождения также был котильон – танец с игровыми элементами. К примеру, в бальном зале устанавливалась ширма. С одной стороны к ней подходил кавалер, с другой – дама, при этом они друг друга не видели. Мужчина забрасывал за ширму удочку, которую ловила барышня. После этого он танцевал с «пойманной» девушкой.