Сердце, не знавшее полумер

Анна Орлеанская, герцогиня де Монпансье, близкая родственница трех французских королей была, несомненно, одной из самых ярких женщин своей эпохи. Анна — одна из немногих дам, чей образ сохранился в истории не только благодаря высокому происхождению. Эта эксцентричная женщина интересна прежде всего своим сильным характером, незаурядным талантом и весьма необычной биографией.

Судьбу герцогини де Монпансье опреде- лило два обстоятельства: она была самой богатой наследницей Франции и носила титул, уступавший своей значимостью только королевскому. Ко всему прочему эта дама обладала непростым нравом, удивительным образом сочетая в себе смелость амазонки и слабости капризной женщины.

В ПОИСКАХ ДОСТОЙНОЙ ПАРТИИ

Обладая титулом и богатством, принцесса Анна, казалось, была «обречена» на выгодный брак. Оставалось только подыскать подходящую кандидатуру и сыграть роскошную свадьбу. Замужество Анны стало предметом торга между ее родственниками, когда девочка была еще маленькой. Королева Анна Австрийская и ее фаворит кардинал Мазарини предпочитали брак, который бы укрепил положение Франции на европейской арене. А отец Анны Гастон хотел выбрать зятя, который бы поддержал его собственные политические амбиции. Тогда шестнадцатилетняя Анна удивила всех, высказав собственное мнение о том, кого она хочет или не хочет видеть своим супругом.

Одним из претендентов на руку герцогини де Монпансье был принц Уэльский, будущий король Англии Карл II. Он вынужден был находиться во Франции в то время, как его отец пытался удержать власть в родной стране. Однако принц в изгнании не соответствовал амбициям Анны. В своих мемуарах Гранд Мадемуазель писала: «Мое сердце и мои глаза смотрели на принца сверху вниз. Я чувствовала себя достойной императора».

Вскоре герцогиня узнала о том, что австрийский император Фердинанд III стал вдовцом. Для Анны открылась чудесная возможность исполнить свою мечту и занять трон императрицы. Брак с австрийским правителем стал навязчивой идеей герцогини де Монпансье. Она решила изменить себя таким образом, чтобы максимально соответствовать вкусам своего потенциального супруга. Услышав, что император очень религиозен, Анна принялась укреплять свою веру. Она настолько серьезно увлеклась этим, что в какой-то момент решила посвятить свою жизнь служению Богу. В монастыре. Анна забыла даже о своих притязаниях на трон. Она, полная мыслей о самопожертвовании, готовилась к постригу. Однако «приступ» религиозности был непродолжительным: вмешался отец, который быстро положил конец мечтам дочери о монастыре.

Отчаянные попытки Анны стать иде- альной партией для императора потерпели неудачу. Выяснилось, что Фердинанд ІІІ собирается жениться не на ней, а на герцогине Тирольской. Герцогиня де Монпансье расстроилась, но не отчаялась. Она решила выйти замуж за своего кузена, Людовика XIV, будущего Короля-Солнце. Но ее надеждам опять не суждено было сбыться.

ПРИНЦЕССА-ВОИН

В 1648 году во Франции начались антимонархические смуты, вошедшие в историю под названием Фронда. Отец Анны, а потом и сама герцогиня стали на сторону восставших принцев. Этому немало способствовала личная неприязнь герцогини к кардиналу Мазарини, которого Анна считала виновным в неудавшимся браке с Людовиком XIV.

В вооруженных стычках в Париже 24-летняя герцогиня де Монпансье проявила необыкновенную смелость. Она возглавила одну из повстанческих армий и лично принимала участие в боях. Анна наслаждалась новой ролью, которую преподнесла ей судьба. В кругу мятежников она могла наконец-то полностью проявить всю силу и страстность своего характера. В иную эпоху эта сильная женщина могла вполне стать героиней революции, второй Жанной Д'Арк.

Пребывая в лавах повстанцев, Анна влюбилась в принца Конде. Возможно, тут личная жизнь герцогини могла бы наконец-то наладиться, но… принц был уже женат. Анне пришлось лишь носить в своем сердце его героический образ и всячески поддерживать Конде в намерении занять трон.

Вскоре королева-регентша с кардиналом Мазарини восстановили власть. За свои «приключения» во время Фронды Анне пришлось дорого заплатить: вместе с другими «фрондерами» она была выслана из Парижа.

Салоны и литература

Салонная культура в Европе зародилась еще в средние века. Прототипами салонов были светские вечера, на которых исполнялись музыкальные произведения, читались стихи, посвященные Прекрасной Даме. Центром такой встречи, несомненно, была женщина. В Италии XIV–XV веков существовали кружки, участники которых обсуждали литературнофилософские новинки.

Первый салон в современном понимании открыла в 1617 году Катрин де Вивон, придворная дама Екатерины Медичи. По одной из версий, в создании салона сыграло роль хрупкое здоровье Катрин, которое часто не позволяло ей принимать участие в дворцовых развлечениях. Неприязнь кардинала Ришелье к мужу Катрин господину де Рамбуйе также не способствовала частому посещению двора. Поэтому девушка решила перенести частицу светского общества в свой особняк. Она и не догадывалась тогда, что станет основательницей салонной культуры.

Литературная жизнь салона сосредотачивалась вокруг его хозяйки. Именно она придумывала тему для беседы на определенный вечер, в соответствии с ней подбирала гостей. Зачастую хозяйками салонов становились вдовы либо незамужние «девы», обладающие достаточным богатством и благородным происхождением.

Хозяйки салонов имели большой авторитет в светских кругах. Часто они создавали моду на те или иные произведения, на определенных авторов, даже на оформление комнат в доме, не говоря уже о стиле в одежде и украшениях.

Ни один прием не обходился без приглашенного «гения». Это мог быть музыкант, поэт, философ. В отличие от королевских приемов, приглашения в салон получали не только аристократы, но и буржуа, и небогатые интеллигенты. Таким образом, салоны были не просто местом светских развлечений, в них часто обсуждались общественно- политические темы, генерировались интересные идеи. Хозяйки салонов открыли и дали дорогу в жизнь многим литературным талантам.

УНИЖЕННАЯ И ОСКОРБЛЕННАЯ

В пасмурное ноябрьское утро 1652 года карета уносила герцогиню де Монпансье из столицы. Она ехала в свой родовой замок Сент-Ферго. Прибыв на место, Анна ужаснулась: ее поместье разительно контрастировало с роскошью королевского дворца. Крыша зияла дырами, двор зарос травой. Подъемный мост был разрушен. Чтобы дойти до замка, герцогине пришлось спешиться. Какое унижение для самой богатой невесты Франции, близкой родственницы трех королей!

Новое жилище настолько не понравилось герцогине, что вначале она даже не решилась там переночевать. Однако вскоре Гранд Мадемуазель взяла себя в руки и вернулась в замок. Она приняла решение заняться обустройством своего поместья. Через несколько месяцев нанятые Анной архитекторы, каменщики и плотники вернули старому замку его благородный облик. Вокруг поместья разбили парк, отремонтированную галерею украсили портретами предков герцогини, в гостиной поставили бильярд. Постепенно Анна полюбила этот старинный дом, построенный ее знаменитым предком Антуаном де Шабанн, гроссмейстером Франции и компаньоном Жанны д'Арк.

На первых порах унылая сельская жизнь была для Гранд Мадемуазель просто невыносимой. Анна скучала по изысканным развлечениям при дворе, по пышным балам, по кипящей жизни Парижа. Многие из друзей герцогини покинули ее, не желая поддерживать контакты с изгнанницей. Скрашивать одиночество приходилось чтением, охотой, игрой в бильярд. Однако самой большой отдушиной Анны стала литература.

ЦАРИЦА ЛИТЕРАТУРНОГО САЛОНА

История салонов была бы неполной без личности Гранд Мадемуазель. В СентФерго Анна организовала свой первый литературный салон. В просторной гостиной своего замка Гранд Мадемуазель устроила театр, который транс- формировался в бальный зал. Шесть месяцев в году в поместье жили музыканты и актеры. На представления и приемы Анна приглашала знатных особ своего круга, постепенно восстанавливая вокруг себя привычную атмосферу королевского двора.

В Сент-Ферго Анна начала писать свои знаменитые «Мемуары», которые закончила только через тридцать лет. Описывая яркие эпизоды своей жизни во дворце, Гранд Мадемуазель словно переносилась в те счастливые, беззаботные дни. Она также написала несколько романов.

Свой вклад в литературу и историю герцогиня де Монпансье сделала с присущей ей оригинальностью. На одном из приемов Анна предложила своим друзьям написать собственные литературные портреты. Сама герцогиня также приняла участие в забаве. Вначале она написала свой портрет, затем принялась и за других. Героями ее литературных упражнений стали самые известные люди Франции, среди которых были и Людовик XIV, и принц Конде. Результат получился довольно пикантным. Конечно, не следовало ожидать от этих произведений строгой правдивости. Вполне закономерно, что портреты были подслащены капелькой утонченной лести.

Вскоре подобные литературные развлечения стали популярными во всей Франции. Именно благодаря герцогине де Монпансье литературные портреты вошли в моду. Развитие этого жанра в итоге сильно повлияло на всю французскую литературу.

Вернувшись в Париж после пятилетнего изгнания, Анна возобновила свои литературные приемы, теперь уже в Люксембургском дворце.

Титулы Мадмуазель

Гранд Мадемуазель Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня де Монпансье. Это лишь неполный список титулов, которые Анна унаследовала от своих родителей. Ее отец, Гастон Орлеанский, был младшим сыном короля Генриха IV.

Ее мать, Мария де Бурбон, герцогиня де Монпансье, умерла при родах, оставив дочери огромное состояние и десяток высоких титулов.

Как племянницу Людовика XIII принцессу Анну еще с рождения называли «Мадемуазель». Этот титул носили незамужние внучки, племянницы и двоюродные сестры короля. Звучную приставку «Гранд» Анна де Монпансье получила позже, просто для того, чтобы отличать ее от другой «Мадемуазель» — племянницы Людовика XIV.

Можно лишь предполагать, с каким благоговением обычные придворные относились к обладательнице стольких титулов.

Леденцы имени герцогини

Монпансье! Услышав это имя, вспоминаешь коробочки с маленькими леденцами. По одной из версий, именно герцогине Анне мы обязаны таким изысканным названием этих сладостей. Говорят, эта сильная женщина питала к ним большую слабость. Название «Монпансье» конфеткам присвоили не во Франции, а в царской России, чтобы как-то отличать эти сладости от фигурных леденцов, петушков и медведей.

ЛЮБОВЬ НЕЧАЯННО НАГРЯНЕТ…

После возвращения в Париж герцоги- ня де Монпансье предпринимает еще несколько попыток обрести семейное счастье. Однако ее снова ожидает разочарование. Принц Филипп избирает себе другую невесту, а от короля Португалии Альфонса IV Анна мудро отказалась сама: он был психически нездоров. В этот период в переписке с подругой герцогиня описывает свои мечты об утопической стране, свобод- ной от любовной путаницы и «вульгарного института брака».

И вот, неожиданно, случилось нечто непредвиденное: сорокалетняя мадемуазель влюбилась! И, по иронии судьбы, избранник герцогини, когда-то метившей в императрицы, едва ли был ей ровней. Это был обычный придворный граф де Лозен, ко всему прочему еще и небогатый. Вся европейская аристократия, с интересом и долей иронии следившая за попытками Анны найти достойного мужа, была шокирована ее выбором. Однако счастливая герцогиня не обращала ни на кого внимания. Она добилась от Людовика XIV разрешения на неравный брак и начала готовиться к свадьбе.

Но бракосочетание не состоялось: король отменил свое решение. Угрозы, просьбы, слезы, мольбы не повлияли на монарха. Более того, спустя год по его приказу возлюбленный Анны был арестован и отправлен в крепость Пиньрол. Чтобы вызволить Лозена, Анна отдала королевской семье половину земель, принадлежавших ей. Только через десять лет графу разрешили вернуться в Париж. Тогда пара тайно обвенчалась. В 54 года герцогиня де Монпансье впервые стала женой!

К сожалению, брак продлился недолго: граф оказался вовсе не тем благородным мужчиной, которого так боготворила Анна. Он не уважал свою супругу, увлекался другими женщинами и быстро разрушил тот пьедестал, на который его возвела влюбленная герцогиня. Через три года совместной жизни Анна выгнала мужа, поставив точку в самом романтическом эпизоде своей жизни.

Многие историки считают, что увлечение Лозеном было непростительной глупостью герцогини де Монпансье. Но есть и другое мнение: внезапная влюбленность была очередным страстным порывом ее сердца, не знавшего полумер. Выйти замуж — так за императора, бороться — так с оружием в руках, влюбляться — так до безумия.