Архитектор республики

Возглавлять страну непросто. Задача усложняется, если приходится делать это после лидера, которого народ почти что боготворил. Жоржу Помпиду удалось не только продолжить политику самого харизматичного французского президента Шарля де Голля, но и сделать свой вклад в развитие республики.

СЫН СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ

В ранние годы Жоржу Помпиду ниче го не предвещало блестящей поли тической карьеры. Мальчик родился в семье простых сельских учителей в небольшом городке центральной Франции. Родители Помпиду поза ботились о достойном образовании сына: мальчик окончил лицей Людо вика Великого и Высшую нормаль ную школу в Париже. Именно в этой школе — престижном педагогическом заведении — Помпиду приобрел мно жество полезных знакомств, в том чис ле с Леопольдом Сенгором, будущим президентом Сенегала. Там же рас цвел интерес Жоржа и к французской литературе.

Вскоре после выпуска Помпиду же нился на Клод Каур и вплоть до Второй Мировой вел размеренную жизнь пре подавателя — сперва в Марселе, затем в Париже. Во время войны Помпиду лишь ненадолго пришлось надеть военный мундир. В 1940 году, когда Франция капитулировала, будущий президент вернулся к преподаватель ской деятельности.

СУДЬБОНОСНОЕ ЗНАКОМСТВО

В 1944 году в жизни Жоржа Помпиду состоялась встреча, во многом опреде лившая его политическое будущее. Именно тогда учитель лицея был при глашен в Кабинет главы Временного правительства Франции — генерала Шарля де Голля.

Весьма скоро Помпиду стал одним из самых близких соратников и друзей Шар ля. За последующее десятилетие Жорж побывал и главой личного кабинета генерала, и распорядителем его благотво рительного фонда. Помпиду принадле жала первостепенная роль в организации Пятой Республики и подготовке новой конституции.

Ненадолго отстранившись от политики, Помпиду занялся финансовой деятель ностью в банке Ротшильда. Там он приоб рел бесценный опыт, который пригодился политику в планировании экономическо го развития республики.

Тесные личные и деловые отношения с де Голлем способствовали стремитель ной карьере Помпиду. В 1962 году де Голль назначил его премьерминистром. В парламенте расценили подобное ре шение как неслыханную дерзость, ведь до этого Помпиду не был публичной политической фигурой, у него даже не было депутатского мандата! Но де Голль настоял на своем — и Помпиду остался премьерминистром, даже ценой роспу ска Национальной Ассамблеи.

КОНЕЦ ДРУЖБЕ

Затем последовали шесть лет плодот ворного сотрудничества во благо страны. Сейчас сложно разобраться, кому при надлежала та или иная инициатива, ясно одно — благодаря тандему де Голль– Помпиду Франция возобновила свое могущество.

1968 год стал настоящим испытанием для обоих политиков. В стране начались массовые манифестации студентов, а затем и забастовки рабочих. Францию охватил политический кризис. Помпиду попытал ся уладить конфликт с помощью перегово ров. Президент же в это время, не посо ветовавшись с премьерминистром, нанес визит в Германию и заручился поддержкой Рейнской армии. По возвращении во Францию де Голль объявил о своем наме рении подавить конфликт силой. Заба стовки прекратились. Правительство было спасено, а вот между давними друзьями и соратниками наметился раскол. Де Голль, опасаясь возрастающего авторитета Пом пиду, решил отстранить его от должности премьерминистра. Это вызвало вполне справедливое негодование Помпиду.

Вскоре после отставки на вопрос жур налиста о своем политическом будущем Жорж заявил: «Политического будущего у меня нет; у меня есть политическое прошлое и будет, если Богу угодно, государственное будущее!» Этим он дал понять, что собирается баллотироваться в президенты. Окружение де Голля тотчас стало искать компромат на экспремьера. В прессе распространились оскорбитель ные слухи, порочившие жену Помпиду.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ДИАЛОГ

На внеочередных президентских вы борах 1969 года Помпиду одержал победу. Новоизбранный глава Франции опреде лил свой политический курс словами «преемственность и диалог». Под «преем ственностью» подразумевалось продолже ние основных направлений в экономике и политике, сложившихся при де Голле, а под «диалогом» их частичное изменение в духе времени.

При Помпидупрезиденте Франция продолжила наращивать экономическую мощь. Одним из основных достижений нового главы государства стало развитие транспортной системы страны. Каждый год строилось по четыреста километров автострад. Также была открыта первая скоростная железнодорожная линия TGV и Международный аэропорт имени Шарля де Голля. Реализация ядерной программы позволила Франции стать энергетически независимой.

При Помпиду была прекращена голлист ская монополия на телевидение, ставшая одной из причин волнений 1968 года. Во внешней политике президент был сторонником укрепления единой Европы, активно налаживал контакты с СССР и поддерживал либеральный формат от ношений с НАТО.

Помпиду придавал большое значение личным визитам, частному общению с главами государств. Для иностранных гостей часто устраивались охоты и обеды. Для некоторых официальных трапез Помпиду, тонкий гурман, даже лично со ставлял меню.

ВО БЛАГО ФРАНЦУЗСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Совсем неудивительно, что бывший учитель и пылкий поклонник современ ного искусства уделял особое внимание развитию культуры и образования. При Помпиду бюджет народного образования превзошел бюджет обороны. Также по инициативе президента было создано новое министерство, основной функцией которого было облагораживание внеш него вида французских городов. Пре образования начались со столицы. Так, к «помпидуанскому стилю» в Париже относят сооружение одиноких высотных зданий — футуристических «башен». В это же время свое деловое «лицо» об рел район Дефанс — нынешний бизнес центр столицы.

Для дополнительного финансиро вания культурных программ Помпиду создал отдельный фонд: благодаря этому получить средства для проектов искус ства можно было значительно проще, без изнуряющих бюрократических проце дур. Еще одним шагом Помпиду навстре чу деятелям культуры было изменение налоговых законов в пользу кинотеатров и частных театров.

Но самым грандиозным олицетворе нием культурной политики Помпиду стал Центр искусств, построенный по инициативе президента и названный в его честь.

СОБОР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Более тридцати лет назад в старинном квартале Парижа получило прописку странное архитектурное сооружение, на поминающее игрушечный нефтеперера батывающий завод. Металл, стекло и яр кие разноцветные трубы, впечатляющие размеры — все это резко контрастирова ло со спокойными оттенками изящных построек французской столицы. Здание издали привлекало внимание — как и полагается одному из самых крупных центров современного искусства… Еще на заре своей политической ка рьеры месье Помпиду мечтал построить в Париже культурный центр — одновре менно и музей, и творческую мастер скую, где пластические искусства сосед ствовали бы с музыкой, кино, книгами и аудиовизуальными исследованиями. Став президентом, Помпиду решил во плотить свою мечту в реальность. В 1969 году был объявлен междуна родный конкурс на проект крупнейшего в Европе культурного центра. Архи текторы из 49 стран представили на рассмотрение комиссии 680 самых раз нообразных проектов. Победу одержал совместный проект итальянца Ренцо Пиано и англичанина Ричарда Роджерса. А восемь лет и 900 миллионов франков спустя, в канун Нового года в Париже состоялось торжественное открытие Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

Оригинальное здание произвело фурор. Парижская пресса немедленно наградила Центр множеством ярких эпитетов. «Европейский дом культу ры», «кафедральный собор искусства», «супермаркет культуры», «эклектостан ция», «Помпидолиум» вызвал дебаты и горячие споры во французском обще стве. Многие утверждали, что здание не вписывается в окружение. Что ж, и Эйфелеву башню парижане приняли не сразу. Со временем Центр прочно закрепился на позиции лидера в тури стических путеводителях. В настоя щее время «Бобур», как его называют парижане, собирает около 8 миллионов посетителей в год — в два раза больше, чем Эйфелева башня.

То, что в обычных зданиях тщательно прячут, в музее демонстративно выстав лено на показ — все арматурные соедине ния, трубопроводы, лифты, эскалаторы выведены наружу. Такая конструкция позволила освободить максимум по лезной площади для выставочных залов. Чтобы здание не выглядело угрюмым, трубы сделали разноцветными. Центр напоминает гигантскую детскую игрушку, непостижимым образом оказавшуюся в центре Парижа.

Экстравагантная конструкция оказа лась весьма непрактичной — зимой замер зают водопроводные трубы, трудоемкий уход за постройкой обходится парижанам в кругленькую сумму. Но французы как никто другой усвоили истину: искусство требует жертв.

«Заводоподобная» архитектура здания символизирует основное назначение Центра — массовое производство и рас пространение культуры. Кричащий фасад вполне соответствует картинам, пред ставленным в музее. Это работы мастеров ХХ века — Пикассо, Матисса, Шагала, Джакометти и многих других. Современ ное искусство представлено во всем своем многообразии: пластические инсталляции, видео, кино, архитектура, дизайн, фото графия. В целом фонд музея насчитывает около 34 тысяч работ.

Кроме Национального музея со временного искусства в здании Центра находится публичная библиотека, Институт исследований и координации в области акустики и музыки, художе ственные мастерские для детей, кино и конференцзалы.

Просторную площадь перед Центром облюбовали уличные актеры, музы канты, акробаты и фокусники. Музей и внутри, и снаружи соответствует свое му призванию — развитию современной культуры.

ЯМБЫ И ХОРЕИ

Политика была не единственной страстью Помпиду. Еще в Высшей школе он за интересовался французской литературой и впоследствии посвятил ей несколько трудов. Самым известным из них стала «Антология французской поэзии», состав ленная Помпиду в 1961 году.

В этой книге автор знакомит читате ля с наиболее достойными, с его точки зрения, творениями французской поэзии. По мнению Помпиду, в «Антологии» он «выдал» себя, раскрыв тайну своих вкусов и предпочтений. Помимо отбора текстов, составителю также принадлежат под робные комментарии к стихотворениям. Любопытной особенностью антологии является раздел, куда входят не целые произведения, а строки из стихов разных поэтов, запомнившиеся автору.

Антология стала популярной и не однократно переиздавалась как в клас сическом, так и в карманном формате — pocketbook.

ТРАГИЧЕСКОЕ СОВПАДЕНИЕ

К сожалению, Жорж Помпиду не увидел Центр искусств завершенным. В 1973 году президент заболел лейкемией. Во время болезни Помпиду вел себя очень мужественно. Несмотря на тяжелое состояние, он продолжал исполнять государственные обязанности, а свое заболевание держал в строгом секрете. Официально пресссекретариат объ яснял болезненный вид президента гриппом. Именно поэтому известие о смерти Жоржа Помпиду 2 апреля 1974 года стало потрясением для французско го народа и мирового сообщества. Интересный момент: в 1973 году Помпиду предложил конституцион ную реформу, в которой предусматри валось сокращение срока полномочий президента республики с 7 до 5 лет. Тогда это предложение не было приня то, однако, по иронии судьбы, смерть досрочно прервала правление Помпи ду как раз незадолго до пятилетия его вступления в должность.

В ТЕНИ ГЕНЕРАЛА

Помпидупрезиденту не хватало блеска и харизмы де Голля. Многие годы один из главных архитекторов успешной Французской Республики был в тени яркой личности генерала. В последнее время ситуация изменилась: о Помпиду издается все больше литературы, про водятся исследования, посвященные его политике. Шаг за шагом Франция приходит к тому, чтобы признать заслуги «забытого» президента.