Защищайтесь, сударь!

Вся жизнь, как известно, борьба. И чтобы одержать в ней победу, нужно быть сильным и гибким, уметь вовремя изменять темп и выбирать нужные движения. Маневрировать, знать сильные и слабые стороны соперника. Чтобы в нужный момент сделать решающий укол. Фехтование не зря любимо многими. Оно - небольшая копия жизненного поединка, которая закаляет дух и учит драться. И не просто драться, а сражаться – красиво и честно, а главное – не оставляя шансов противнику.

Героические сражения на шпагах и саблях остались в далёком прошлом, и ныне тяжело представить армию, вооруженную длинноклинковым оружием. Технический прогресс и новые виды вооружения потеснили одно из самых благородных и зрелищных боевых искусств – фехтование. Тем не менее, вероятно, каждый мужчина испытает своеобразный трепет, прикоснувшись к рапире или шпаге. Возможно, генетическая память даёт о себе знать? Ведь фехтование много веков было одним из главных боевых искусств - каждый рыцарь, профессиональный солдат и дворянин был обязан безупречно владеть клинком. Насколько же древние традиции фехтования? Если подразумевать под этим словом сражение на любом холодном оружие с длинным клинком – то история фехтования уходит ещё в Античность и Средневековье. Ведь тогда искусство владения мечом было необходимым для любого воина. Однако одноручный меч использовался исключительно для атаки, а для обороны служил щит. Такая манера боя не отличалась особым изяществом, противники всецело полагались на щиты, а попытка увернуться от удара считалась пустой тратой времени. Только в XV – первой половине XVI века зарождается настоящее фехтование, родиной его считается Испания. Это время, когда благодаря двуручному мечу, развивается техника рукопашного боя, осваиваются вольты – приёмы уворачивания от ударов соперника, щит трансформируется в брокели или дагу (разновидность кинжала).

Дуэльная лихорадка

Расцвет фехтования происходит во Франции XVII-XVIII века. Здесь и появилась всем известная шпага, заменив своим изящным и легким клинком тяжелый меч. Она обладала минимальной инерцией и позволяла сразу же переводить парирование в молниеносную контратаку. Одновременно с появлением шпаги формируется французская школа фехтования. Это первая школа, в которой, как это принято ныне, противники становились правым, а не левым плечом друг к другу. Также именно основатели французской школы, в отличии от испанской и итальянской, отказались от оружия для левой руки (вместо него иногда использовали плащ, намотанный на руку). Шпага становится своеобразным культурным символом. Она была признанным отличительным знаком дворянина. Лишение дворянского титула сопровождалось переломом шпаги в присутствии свидетелей (обычно на лобном месте, при стечении народа и после оглашения приговора, иногда — над головой приговорённого). Фехтование теперь уже не просто боевое искусство и часть военной подготовки, а стиль жизни. В этот период дворянство европейских стран охватывает «эпидемия» дуэлей. Преувеличенные представления о чести создают повод для поединка в любой ситуации: дрались даже за то, чтобы доказать, чья охотничья собака лучше или чьи земли плодороднее. Естественно, что обвинение во лжи или отстаивание чести дамы было обязательным толчком к дуэли. Враждебные намерения демонстрировали рукой, положенной во время разговора на эфес шпаги или рукоять кинжала; жестом, имитирующим извлечение шпаги из ножен; резким движением в сторону собеседника, приближением вплотную, лицом к лицу. Щадить противника не считалось «хорошим тоном», а сдаться или принять жизнь как милость от победителя было унижением.

Изящество в спорте

Однако, для фехтования как вида спорта дуэли сослужили хорошую службу. Ведь благодаря им выработался своеобразный кодекс поведения при поединке: приветствия перед боем, учтивые поклоны. Позднее появились секунданты, а ещё со временем - судьи и четыре свидетеля, которые фиксировали уколы дуэлянтов. Соревнования в современной понимании были проведены в конце XIX века. Фехтование также является одним из старейших олимпийских видов спорта – оно было включено в программу первой Олимпиады современности 1896 года. Тогда на играх в Афинах проводились соревнования по личному первенству на рапирах и саблях среди мужчин. В истории этого вида спорта есть переломные моменты. Один из них произошел в 1936 году – тогда ввели электрический фиксатор уколов. Это новшество вначале не было принято сторонниками классического фехтования. Они утверждали, что с электрофиксатором изящное и тонкое фехтование утратит былую прелесть и превратится в подобие «грубого» единоборства на тяжеловесных шпагах. В этом есть доля правда – фехтование стало проще, динамичнее, но потребовало большого атлетизма. Изменилась и задача: главное теперь - любым способом нанести укол. Красота перестала иметь решающее значение… Однако, проверка временем показала, что и с электрапирой бой может быть «умным» и изысканным. Кроме того, такая методика фактически исключает субъективизм в судействе.

Шпаги на сцену!

Сегодня фехтование считается одним из самых красивых и благородных видов спорта. Некоторые начинают им заниматься, ощущая ностальгию за давно минувшими временами рыцарей и мушкетёров, которые лихо орудовали клинком. Потому всё более популярными становятся альтернативные виды фехтования – сценическое, историческое, национальное. Сценическое фехтование – это своеобразное театральное искусство, в нём переплетается умения спортсмена и мастерство актёра. Поединок на спортивной дорожке и на сцене существенно отличаются. В спортивном варианте главное – сделать как можно больше уколов рапирой (или другим оружием), конечная цель – победа над соперником. А в сценическом - главный акцент делается на зрелищности и драматическом эффекте, все позы и батманы участников чрезвычайно выразительны, но иногда малоэффективны. Также в сценическом фехтовании в бой идёт не только клинок, но порой и кулак, удар рукояткой, толчок соперника; противники, исполненные азартом, могут запрыгнуть на стол или лестницу. И такой поединок на сцене иногда может оказаться опасней, чем спортивный. Ведь на актёрах нет никакой защитной одежды или шлема. Секрет успеха кроется в том, что все действия отрепетированы заранее, каждый батман буквально вызубрен, и малейшая импровизация (в отличии от спорта) может стать фатальной. Мало кому известно, что существует и специальная спортивная дисциплина – сценическое фехтование. Правила соревнований были разработаны во Франции, где действует немало клубов и регулярно проводятся национальные чемпионаты. Судьи оценивают технику фехтования (правильность и сложность), пластику движений и эстетический аспект, качество постановки в целом и актерское мастерство соревнующихся.

Покачивая перьями на шляпах…

Сценическое фехтование часто используется в кинематографе – сцены сражений на шпагах всегда вызывали интерес и восхищение у зрителей. Однако, бой на киноэкране почти всегда далёк от реального. Режиссеры давно уяснили, что неосведомлённый зритель просто не замечает профессиональных приёмов настоящего фехтования, даже самых виртуозных. Они зачастую молниеносные, да и сам поединок длится буквально минуту. Потому фехтование в кинематографе иногда вызывает возмущение у спортсменов: настолько там много шоу и движений, несвойственных настоящему поединку. Что касается качественных сцен фехтования, то тут можно обратиться к классике немого кино – «Знак Зорро» (1920), «Три мушкетера» (1921), «Робин Гуд» (1922), и более поздние картины – «Скарамуш» (1952 г.), «Приключения Дон Жуана» (1948 г.) «Три мушкетера» с Максом Линдером в роли Д’Артаньяна содержит сцену схватки между Д’Артаньяном и Бернажо, которую можно считать хрестоматийным примером сценического фехтования. Это первая сцена в кинематографе, которая имела самостоятельное значение в сюжете фильма (а не просто была фоновым эпизодом); она состяла из завязки, развития боя и кульминации. Темп схватки постоянно менялся, герои из трактира выходили на улицу, поднимались по лестницам и т.д. Сами движения фехтовальщиков были безукоризненны с точки зрения спорта. Любопытно, что в один из моментов Линдер выполняет поразительный для своего времени технический прием — «флеш» — атаку «стрелой». Это прием нападения, выполняемый бегом или прыжком из боевой стойки и приземлением на выставляемую сзади ногу.