Бросить вызов стихии

Яхта… При этом слове воображение сразу же рисует ослепительно-голубое небо, солнечные блики на морской воде, трепет белоснежного паруса. Подлинная романтика уединения с морем, стремительный полет навстречу стихиям, незабываемое приключение – все это вот уже несколько столетий дарит человеку союз с лодкой.

Предыстория

История яхтинга уходит корнями в древность. Еще 3 тысячи лет до нашей эры египетские фараоны использовали небольшие судна для прогулок по Нилу. Долгое время яхтинг был привилегией исключительно королей, ведь постройка и содержание лодок для отдыха требовали огромных затрат. Лишь в 16 веке яхты получили более прагматичное применение и менее аристократическую наружность. Случилось это в одной из самых «морских» стран Европы – Голландии. Именно здесь быстрые и маневренные лодки стали использовать не для развлечения, а для охоты за пиратскими судами, которые регулярно грабили торговые суда. От голландского «jagen» - охотиться – и произошло слово «яхта». В Англию яхтинг с проник благодаря гражданской войне 1642-го года. Королевская семья отправила 16-летнего принца Чарльза ІІ на удаленный остров. Скучающий юноша проводил большую часть времени, плавая на лодке. Так родилась его любовь к яхтингу. Посещение Голландии во время ссылки еще больше развило его увлечение. Когда в 1660 году Чарльз ІІ наконец взошел на престол, он положил начало традиции королевской поддержки яхтостроительства. Это дало толчок к развитию парусного спорта и популяризации яхт в качестве лодок для отдыха. К концу 17 века яхтинг стал процветать по всей Европе. Лодки использовали для развлечений, для перевозки людей на небольшие расстояния, и даже в исследовательских целях – для открытия новых земель. Зарождение любительского мореплавания и парусного спорта в России неизменно связывают с именем Петра I. Когда Россия получила свободный выход в Балтийское и Черное моря, появилась нужда в обученных офицерах и матросах. Чтобы приобщить петербургскую знать к морю и парусам, в 1713 году по приказу Петра I начал создаваться Невский флот. Было развернуто строительство небольших гребных и парусных судов, которые безвозмездно выдавали аристократии и государственным учреждениям. Хозяева этих яхт были обязаны содержать их в порядке и участвовать в совместных занятиях на воде. Невский флот не был яхт-клубом в современном понимании этого слова. Прежде всего из-за того, что основывался не на добровольных началах, а в приказном порядке. После смерти Петра І «клуб» прекратил свое существование.

Наперегонки

В 19 веке яхтинг стал широко популярен как спорт. В это время появляется множество яхт-клубов, проводятся первые регаты. Одним из первых престижных соревнований, дошедших до наших дней, является ежегодная недельная регата в Коусе, Великобритания. Многие считают этот маленький городок домом мирового парусного спорта. В 1924 году здесь появился яхт-клуб «Королевская эскадра», спонсируемый самой королевой Викторией. 10 августа 1826 года в Коусе состоялось первое масштабное состязание яхт, сопровождавшееся парадом и фейерверком. С тех пор в городке ежегодно проходит фестиваль парусного спорта. Американцы смогли приобщиться к парусным состязаниям в 1844 году с появлением Нью-Йоркского яхт-клуба. Интересно, что уже через 7 лет американские спортсмены достигли такого высокого уровня, что выиграли кубок Королевской яхтенной эскадры в Коусе. Жители США также стали первыми, кто отважился на океанские гонки в 1906 году. До этого состязания в открытом океане проводить боялись – из-за слишком большого риска. Гонка была организована Томасом Дэйем, редактором американского журнала. Лично приняв участие в гонке, он добрался до финиша последним. Но задачей его было не победить, а доказать возможность проведения регат в океане. Преодолев 300 миль пути, участники соревнования добрались до пункта назначения в полном составе.