Они были первыми

Первые бизнес–джеты... Эксклюзивные «птички», доступные вначале лишь крупным корпорациям и миллиардерам... Созданные на технологической базе своих военных «собратьев» или разработанные согласно оригинальных задумок... Все они стали «первопроходцами» деловой авиции...

НА СЛУЖБЕ: И ГРАЖДАНСКОЙ, И ВОИНСКОЙ

Grumman Gulfstream I — это американ ский двухмоторный турбовинтовой самолет бизнес-класса. Эта «птичка» впервые увиде- ла небо 14 августа 1958 года.

Техническая платформа самолета пре- терпела ряд «реинкарнаций», ее первые «воплощения» использовались в основном в военных целях.

В Соединенных Штатах это воздушное судно, помимо своей гражданской версии имело и армейскую — C-4 Academe. Ее усо- вершенствованный вариант — TC-4 — был укомплектован дополнительным навига- ционным оборудованием. Военно-морские силы США изначально использовали его при испытательных полетах всепогодного бомбардировщика A-6 Intruder. Последую- щую версию — VC-4A — взяла на воору- жение береговая охрана США: до начала 80-х самолет использовался как судно- инспектор, затем (до 2001 года) — в каче- стве транспорта, обслуживающего систему поставок и предназначенного для задач дальнего действия и общего контроля.

По состоянию на август 2006 года не- бесные просторы рассекают 44 гражданских самолета Grumman Gulfstream I. Из них 13 принадлежат компании Phoenix Air (США). Остальные распределились между 19 дру- гими авиационными предприятиями.

С МИРУ ПО НИТКЕ...

В начале 60-х Америка «открыла» для себя новый бизнес-джет — Howard 500. За 10 лет до этого компания-производитель Howard Aero начала полную модернизацию армейских самолетов — Lockheed Lodestars и Lockheed Venturas. Целью было завоевать бизнес-сегмент рынка. И хотя новая модель — Howard 500 — имела множество схожих со своими предшественниками черт, она в значительной степени отлича- лась дизайном корпуса. От своих прото- типов воздушное судно непосредственно «взяло» лишь панель консоли крыла и шасси. Крылья и обшивка закупались у Lockheed. Главной особенностью было то, что уровень герметизации обшивки достигал максимума, а в дизайне крыла была применена технология «wet wing» — когда крыло используется как топливный бак. В качестве двигателя был выбран новый, более мощный и более легковесный мотор — Pratt & Whitney R-2800, разрабо- танный еще для самолета Douglas DC-6. Втулки воздушного винта позаимствова- ли у F4U Corsairs, лопасти — у Lockheed Constellations, а коки — у DC-7s.

Первый опытный образец поднялся в воздух в сентябре 1959, а лицензия на производство была получена только в феврале 1963. К тому времени в сегменте бизнес-авиации лидировали турбовинтовые самолеты, и хотя Howard 500 по своим лет- ным качествам ни в чем им не уступал (а в чем-то был даже лучше), а цена его была значительно ниже, этот джет так и не смог в полной мере завоевать рынок. Из 17 произведенных самолетов этой модели, лишь один оставался «на лету» к 2008 году — у Phillippi Equipment Company. Это воздушное судно в 1997 году стало победителем на EAA AirVenture Oshkosh — ежегодном собрании авиаэнтузиастов, организованном Experimental Aircraft Association в городе Ошкош, штат Висконсин, США.

ЗВЕЗДА КИНО

Lockheed L-1329 JetStar — это бизнес-джет, который был поставлен на производство в 60–70-е годы. Это был первый самолет из- начально созданный для сегмента деловой авиации. Также долгие годы именно это воз- душное судно оставалось самым большим среди себе подобных. От своих конкурентов джет отличался особым дизайном четырех двигателей, расположенных на задней части корпуса, и топливных баков, закрепленных под крыльями.

Первые два образца модели были осна- щены двумя двигателями Bristol-Siddeley Orpheus. Пробные полеты прошли 4 сентя- бря 1957 года. В Lockheed решили зани- маться производством моторов для своих джетов непосредственно в США (а не в Ве- ликобритании), но после серии неудачных переговоров в 1959 было принято решение сменить имеющиеся двигатели на четыре Pratt & Whitney JT12. Впоследствии оказа- лось, что эта «рокировка» принесла успех.

В 1961 компания приступила к коммер- ческому производству Lockheed L-1329 JetStar. Первый заказ — 16 самолетов для военно-воздушных сил США. К 1978 году было изготовлено уже 204 воздушных судна этой модели. В дальнейшем изначальный вариант JetStar «ушел на пенсию», а его преемником стала модернизированная версия — JetStar II.

Эта «железная птичка» стала главным действующим лицом не только в бизнес- авиации 60–70-х гг., но и оставила след в культурном наследии человечества — JetStar появлялся во многих фильмах и се- риалах: его можно увидеть в одной из серий бондианы «Голдфингер», в приключенче- ском боевике «Скалолаз» с Сильвестром Сталлоне и в известном триллере Джона Ву «Без лица».